Все новости

Развитие крымской логистики и внешнеэкономических связей

13.05.2025
Несмотря на ограничения, связанные с санкционным режимом, Крым демонстрирует устойчивый рост экспортной активности и развитие инфраструктуры. Весной 2025 года на полуострове отмечены сразу несколько значимых событий: запуск регулярных контейнерных поездов с материковой части России, расширение портовых маршрутов и усиление внешнеэкономических связей с рядом стран.

Контейнерные перевозки: новый маршрут и железнодорожный коридор


Впервые за последние 11 лет в Крым запущен контейнерный поезд, который прошёл от станций Свердловской железной дороги до порта Севастополя. Новый маршрут, частично проложенный по сети железных дорог новых территорий, стал альтернативой Крымскому мосту. Общая протяжённость пути — более 3000 км, которые состав преодолевает менее чем за пять суток.

Маршрут позволяет:
  • перевозить тяжёлые и объёмные грузы без ограничений по тоннажу (зерно, металлы, стройматериалы, удобрения, оборудование);
  • снизить нагрузку на перегруженный мостовой переход;
  • организовать каботажную доставку через порты Евпатории и Севастополя.
Проект реализуется с участием операторов контейнерных перевозок, портовых терминалов и железнодорожной инфраструктуры. До конца 2026 года планируется запуск постоянных маршрутов со станций Куйбышевской, Октябрьской, Горьковской и Северной железных дорог, что откроет прямой выход в Крым почти из всей европейской части страны.

Рост экспорта: структура, рынки, номенклатура

С 2023 года крымский экспорт стабильно демонстрирует рост. Основу поставок составляют:
  • зерновые и бобовые культуры;
  • халяльные мясопродукты (экспорт в 15 стран);
  • косметика, фармсырьё и лечебные грязи;
  • эфирные масла, текстиль, пластмассы, электрооборудование;
  • вино, консервация, кондитерские изделия.
По оценкам властей региона, основными контрагентами выступают Турция, Белоруссия, Казахстан, Китай, ОАЭ, Индия, Узбекистан, Монголия и страны Южной Америки. Существенную часть операций формируют поставки по бартерным или реэкспортным схемам — часть грузов проходит через соседние регионы РФ или под удобными флагами.

География партнёрств: от СНГ до Латинской Америки

Поддержка экспорта осуществляется через соглашения с рядом регионов и государств:
  • действуют полноформатные соглашения с Белоруссией, Абхазией и Южной Осетией;
  • готовятся прямые морские маршруты в Никарагуа (плановый старт — 2026 год);
  • обсуждаются поставки в ОПЭЗ «Мариэль» (Куба) и строительство судов «река–море» для карибского региона.
Весной 2025 года проведены бизнес-миссии в Венесуэлу и на Кубу. По итогам встреч согласован перечень взаимных поставок, а также намечены совместные инвестиционные проекты в АПК, рыбопереработке, фармацевтике, логистике и энергетике.

Осенью запланирована миссия в Эфиопию, где обсуждаются бартерные сделки, лесовосстановительные программы и кооперация с другими странами Центральной Африки.

Инфраструктурный задел: порты и внутренняя логистика

Крымские порты (Севастополь, Евпатория и др.) показывают рост перевалки:
  • перевалка генеральных грузов в Севастополе выросла на 81,4% за счёт увеличения экспорта чёрных металлов;
  • увеличились поставки пшеницы в Северную Африку, в том числе в Марокко;
  • в обратном направлении доставляется фосфатная руда и сырьё для химических предприятий.
Новый железнодорожный маршрут также позволяет перевозить опасные грузы, что ранее ограничивалось условиями транспортировки по мосту. В перспективе это открывает потенциал для вывоза продукции предприятий Крыма и поставок для нужд восстановления новых регионов.

Выводы

Формирование альтернативного ж/д коридора, активизация портовой инфраструктуры и рост внешнеторговой активности делают Крым всё более интегрированной частью логистической и экспортной системы России. Регион становится не только транзитной точкой, но и полноправным участником товарооборота с Азией, Латинской Америкой, Африкой и СНГ.

Последние публикации

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Соглашение политики cookie.
Согласен