В 2024 году совокупный грузооборот российских морских терминалов достиг 1,4 млрд тонн. Согласно данным Росморречфлота, к концу 2025 года планируется увеличить этот показатель на 31,4 млн тонн за счет реализации программ в Мурманске, Усть-Луге, Ванино, Туапсе и Тамани. Основными драйверами роста станут завершенные инфраструктурные объекты и новые инициативы с привлечением частного капитала.
Инвестиционная активность в субъектах РФ
За последний год проведено техническое переоснащение портовых комплексов в Ленинградской, Мурманской, Калининградской областях, а также в Приморском и Хабаровском краях позволило увеличить пропускную способность на 33 млн тонн.
Среди ключевых достижений:
- в Мурманске завершена реконструкция ПАО «Мурманский Морской Торговый Порт»;
- в Калининграде запущен первый этап Международного терминала в Пионерском;
- во Владивостоке создан специализированный угольный хаб в бухте Суходол.
Стратегические планы и транспортная инфраструктура
Для дальнейшего расширения возможностей сформированы рабочие группы с участием представителей регионов и бизнеса. Дорожные карты разрабатываются для Пермского края, Якутии, Амурской, Московской и Омской областей. В 2024 году начал работу мультимодальный транспортный узел в Свияжске (Татарстан), а с 2025 года аналогичная площадка откроется в Нижнем Бестяхе (Якутия). По оценкам компании Growex, новые хабы повысят эффективность грузопотоков между Дальним Востоком и европейской частью страны.
Создание опорной сети терминалов
В рамках стратегии по развитию ключевых портовых объектов запланирована реконструкция 15 инфраструктурных точек. Акцент сделан не только на внешнеторговые мощности, но и на социальные проекты, включая паромное сообщение с Крымом и интеграцию исторически значимых территорий.
Ключевые показатели
В 2024 году объем перевалки грузов составил 864 млн тонн. Несмотря на общее снижение на 2,3%, зафиксирован прирост по стратегическим категориям:
- минеральные удобрения — +15,7%;
- контейнерные перевозки — +10,8%;
- зерновые — +7,3%.
Ранее, в начале 2024 года, пропускная способность терминалов превысила 1,36 млрд тонн благодаря досрочному вводу объектов в Ванино и Тамани. С учетом планов на 2025 год Россия укрепляет роль в мировой логистике, сочетая государственные программы и частные вложения.