Ключевые изменения на маршрутах
Санкт-Петербург и Новороссийск
-
OVP, Hub Shipping, C-Star — +1000–2000 USD/TEU
-
Safetrans — +1500–3000 USD/TEU
-
TorgMoll — +500 USD/TEU
-
Некоторые линии, включая FESCO, CHANGYUE, Аkkon, XHL, MSC пока GRI не объявляли, но вероятны изменения в ближайшее время.
На направлении из Китая в СПб и Новороссийск наблюдается резкий рост заявок на доставку автомобилей, кондиционеров и сезонных товаров — это ключевой драйвер спроса.
Дальний Восток (порт Владивосток)
Ставки остаются стабильными, но наблюдается нехватка пустых контейнеров. Причина — рост спроса из США на фоне договорённостей по тарифам с КНР. Часть контейнеров просто «не доезжает» до России, их выкупают раньше. При этом морская доставка через Владивосток по-прежнему дешевле ж/д и автотранспорта.
Причины повышения ставок
По мнению экспертов, нынешняя волна роста ставок вызвана сразу несколькими факторами:
-
Подготовка к высокому сезону: импортеры формируют запасы к осени и новогоднему периоду
-
Кризис в Красном море: хуситские атаки вынудили до 15% судов менять маршрут на мыс Доброй Надежды, увеличив срок доставки на 2–3 недели
-
Рост цен на топливо: приводит к введению новых надбавок BAF (bunker adjustment factor)
-
Пробки в портах: перегрузка в Сингапуре, Роттердаме и азиатских хабах
-
Попытка компенсировать недозагрузку судов в I полугодии
Что такое GRI и как оно влияет
GRI (General Rate Increase) — это надбавка, которую судоходные линии применяют к базовой ставке фрахта. Она объявляется заранее и действует на все грузы, не загруженные на борт к моменту вступления изменений. В июне размер GRI у большинства перевозчиков составляет 1000–3000 USD/TEU, в зависимости от направления и линии.
Что делать отправителям
-
Планируйте отгрузки заранее — желательно за 4–6 недель
-
Бронируйте места с запасом — на популярных линиях уже фиксируется дефицит
-
Оценивайте альтернативы — в некоторых случаях железнодорожные или мультимодальные маршруты могут быть выгоднее
-
Фиксируйте тарифы — если есть возможность заключения долгосрочного контракта, это позволит избежать колебаний
Повышение ставок в июне — не случайный скачок, а системная реакция рынка на перегрузку, риски и грядущий высокий сезон. Сейчас — ключевой момент для планирования поставок до осени. Свяжитесь с вашим логистом, чтобы не столкнуться с дефицитом оборудования или неожиданными надбавками в разгар сезона.