Российский рынок контейнерных перевозок продолжает сталкиваться с вызовами, и значительного роста в ближайшие два года не прогнозируется. Аналитики связывают это с комплексом экономических и регуляторных факторов, которые ограничивают восстановление отрасли.
Снижение покупательской способности населения, инфляция и геополитическая напряженность привели к сокращению потребления. Это напрямую влияет на объемы грузов, требующих контейнеризации.
Сокращение импорта на 15–20%
По данным Росстата, ввоз товаров в контейнерах за последний год снизился на пятую часть. Импорт традиционно формирует основу грузопотоков, поэтому его сокращение провоцирует простаивание вагонов и контейнеров.
Дисбаланс логистических мощностей
Загрузка подвижного состава не превышает 65%, что увеличивает издержки операторов. Часть контейнеров перенаправляется на экспортные направления, но это не компенсирует потери от снижения импорта.
По мнению отраслевых экспертов, такие меры помогут повысить прозрачность конкуренции и сократят административные барьеры.
Для выхода из стагнации потребуется:
Почему рынок контейнерных перевозок замедлился?
Падение внутреннего спросаСнижение покупательской способности населения, инфляция и геополитическая напряженность привели к сокращению потребления. Это напрямую влияет на объемы грузов, требующих контейнеризации.
Сокращение импорта на 15–20%
По данным Росстата, ввоз товаров в контейнерах за последний год снизился на пятую часть. Импорт традиционно формирует основу грузопотоков, поэтому его сокращение провоцирует простаивание вагонов и контейнеров.
Дисбаланс логистических мощностей
Загрузка подвижного состава не превышает 65%, что увеличивает издержки операторов. Часть контейнеров перенаправляется на экспортные направления, но это не компенсирует потери от снижения импорта.
Реформы в отрасли: что изменится?
В ближайшее время в сфере контейнерных перевозок ожидаются ключевые регуляторные шаги:- Унификация правил допуска вагонов на сеть РЖД;
- Введение стандартов расчета потребности в парке;
- Создание равных условий для всех участников рынка.
По мнению отраслевых экспертов, такие меры помогут повысить прозрачность конкуренции и сократят административные барьеры.
Возможные точки роста
Несмотря на сложности, в отрасли выделяют три перспективных направления:- Транзитные коридоры — развитие маршрутов через Казахстан и Турцию для связи с Азией и Ближним Востоком;
- Экспортная контейнеризация — увеличение перевозок сельхозпродукции, удобрений и лесоматериалов в рамках переориентации на восточные рынки;
- Стимулирование внутреннего спроса — господдержка производителей и модернизация логистической инфраструктуры.
Перспективы рынка
Ожидать быстрого восстановления контейнерных перевозок не приходится.Для выхода из стагнации потребуется:
- Снижение налоговой нагрузки на импортеров;
- Инвестиции в терминалы и железнодорожные узлы;
- Синхронизация работы бизнеса и регуляторов.