Все статьи
Обзор рынка морских перевозок: май 2025

По данным отчёта DHL Ocean Freight Market Update, май 2025 года ознаменовался рядом структурных сдвигов в мировой морской логистике. Давление макроэкономических факторов, изменение торговой политики и нестабильность в расписаниях формируют новые условия для участников внешнеэкономической деятельности.
Снижение темпов глобального роста
Аналитики отмечают замедление мировой экономики. Прогноз по росту глобального ВВП снижен до 2,2% в 2025 году и до 2,4% в 2026 году. Производственная активность (PMI) остаётся низкой, особенно в США, где фиксируется рост издержек и риски рецессии. На этом фоне ведущие отраслевые агентства (Drewry, Linerlytica) пересмотрели ожидания по объёмам контейнерных перевозок: прогноз на 2025 год составляет –1%.Торговая политика США: новые тарифы против китайского флота
С апреля в США вступили в силу новые правила, касающиеся портовых сборов для судов, связанных с КНР. Введение поэтапной надбавки (вплоть до 250 долларов США за контейнер) направлено на снижение зависимости от китайских операторов и стимулирование альтернативных цепочек поставок.Первые изменения вступают в силу с 14 октября 2025 года. Эти меры уже оказывают влияние на распределение судов, корректируя структуру маршрутов.
Перераспределение мощностей и нестабильный спрос
На фоне снижения объёмов на транстихоокеанском направлении перевозчики переориентируют мощности на другие маршруты — в частности, Азия–Европа. В остальном спрос на морские перевозки сохраняется на стабильном уровне, хотя участники рынка всё чаще прибегают к отменам рейсов и корректировке расписаний.Порты и надёжность логистики
Ситуация в портах остаётся неоднородной:- В Северной Америке загруженность всё ещё выше допандемийных значений.
- В Азии — позитивная динамика, но сохраняются задержки в Шанхае, Нинбо, Коломбо.
- В Европе — напряжённость в Антверпене, Гамбурге, Альхесирасе и Валенсии, где фиксируется дефицит мощностей для обработки грузов.
Надёжность расписаний достигла 57,5% в марте 2025 года — лучшего показателя за последние полтора года, однако сохраняется высокая доля отмен и перебоев.
Ставки фрахта и топливо: стабильность с оговорками
Фрахтовые ставки в мае остаются на текущем уровне, но подвержены волатильности — особенно в сегменте спотовых контрактов. Долгосрочные тарифы показывают большую устойчивость.Дополнительное влияние оказывают экологические нормы в Средиземном море, вступившие в силу в 2025 году: использование топлива с содержанием серы не выше 0,1% ведёт к росту затрат, а значит — и ставок.
Выводы для участников рынка
2025 год требует от импортеров и экспортёров гибкости и адаптивности. Новые торговые барьеры, колебания спроса и нестабильность логистических каналов делают необходимыми следующие действия:- регулярный пересмотр маршрутных стратегий;
- отслеживание нормативных изменений;
- работа с надёжными логистическими партнёрами;
- оценка альтернативных схем поставок.
Для устойчивости логистики и управления затратами в условиях неопределённости особенно важна готовность к оперативным корректировкам.