INCOTERMS 2020

Каждая международная поставка — это сложный процесс, где риски, расходы и ответственность делятся между продавцом и покупателем. Инкотермс 2020 — это универсальный «язык» глобальной торговли, который защищает интересы сторон и упрощает взаимодействие. Но даже небольшая ошибка в выборе условий поставки может привести к задержкам, штрафам или потере груза.
Компания GROWEX, как эксперт в международной логистике, разбирается в нюансах Инкотермс 2020 и готова стать вашим проводником в мире эффективных поставок. В этой статье мы: расшифруем все 11 правил Инкотермс 2020 и расскажем как выбрать оптимальные условия для ваших грузов.
Что такое INCOTERMS? Краткая история и основные изменения 2020
Инкотермс 2020 (Incoterms 2020) – это 11 свод международных правил, применяемых в международной торговле, которые определяют права и обязанности сторон по договору купли-продажи, в части доставки товара от продавца к покупателю (условия поставки товаров).
Правила Incoterms представляют сокращенные по первым трем буквам торговые термины, отражающие предпринимательскую практику в международной поставке товаров. Incoterms (англ. International commerce terms) является товарным знаком Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC).
Правила обновляются каждые 10 лет. Версия 2020 года упростила некоторые термины и добавила требования к безопасности перевозок.
Главные изменения в Инкотермс 2020:
1. DPU заменил DAT — теперь термин «Доставка в место разгрузки» (Delivered at Place Unloaded) указывает, что продавец отвечает за разгрузку.
2. Акцент на страхование — в правилах CIF и CIP уточнены требования к страховому покрытию.
3. Гибкость транспорта — в FCA добавлена возможность оформления коносамента с указанием покупателя.
4. Безопасность перевозок — все термины теперь включают обязательства по соблюдению мер безопасности.
11 Правил INCOTERMS 2020 (с примерами перевозки груза из Китая в Москву морем через Новороссийск)
1. EXW (Ex Works — «С завода»)
Суть: продавец предоставляет товар на своем складе. Покупатель забирает его и берет на себя все риски и расходы.
Обязанности продавца: упаковать товар, подготовить к отгрузке.
Обязанности покупателя: организовать доставку, таможенное оформление, страхование.
Риски переходят: в момент передачи груза на складе продавца.
Когда использовать: если покупатель имеет опыт логистики и хочет контролировать всю цепочку.
Пример: Продавец (Китай) - подготавливает технику на своем складе в Гуанчжоу. Покупатель (Москва) - самостоятельно заказывает автотранспорт для доставки из Гуанчжоу в порт Шанхая, оплачивает морскую перевозку до Новороссийска, растаможку в России и автодоставку до Москвы. Риски - переходят покупателю, как только груз покидает склад в Гуанчжоу. Когда использовать - если у импортёра есть проверенный логистический партнер, который сможет организовать забор груза со склада в Китае.
2. FCA (Free Carrier — «Франко-перевозчик»)
Суть: продавец доставляет груз перевозчику, указанному покупателем, в согласованном месте (склад, порт, терминал).
Обязанности продавца: экспортное оформление, доставка до точки передачи.
Обязанности покупателя: основная транспортировка, страхование, импортные процедуры.
Риски переходят: после передачи перевозчику.
Изменения 2020: продавец может оформить коносамент на имя покупателя.
Пример: Продавец доставляет груз в порт Шанхая и оформляет экспорт. Покупатель н организует морскую доставку в Новороссийск, затем автоперевозку в Москву. Риски: переходят после передачи груза в порту Шанхая.
3. CPT (Carriage Paid To — «Перевозка оплачена до»)
Суть: продавец оплачивает доставку до указанного пункта, но риски переходят к покупателю при передаче первому перевозчику.
Обязанности продавца: экспортные формальности, оплата основной перевозки.
Обязанности покупателя: страхование, импортное оформление, разгрузка.
Риски переходят: при передаче первому перевозчику.
Когда использовать: для мультимодальных перевозок, когда нужен баланс между затратами и контролем.
Пример: Продавец оплачивает морскую перевозку до Новороссийска и экспортные процедуры. Покупатель страхует груз, растамаживает его в России и доставляет в Москву. Риски: переходят при передаче груза в порту Шанхая.
4. CIP (Carriage and Insurance Paid To — «Перевозка и страхование оплачены до»)
Суть: аналогичен CPT, но продавец дополнительно страхует груз на риски (по умолчанию — 110% от стоимости стоимости).
Обязанности продавца: оплата перевозки, страхование, экспортные процедуры.
Обязанности покупателя: импортное оформление, разгрузка.
Риски переходят: при передаче первому перевозчику.
Изменения 2020: для CIP страхование должно покрывать все риски (аналогично CIF).
Пример: продавец оплачивает доставку до Новороссийска, страхует груз и оформляет экспорт. Покупатель принимает груз в порту, растамаживает и везет в Москву. Риски: переходят в Шанхае, но продавец компенсирует убытки по страховке.
5. DAP (Delivered at Place — «Поставка в месте назначения»)
Суть: продавец доставляет груз в указанное место, но не разгружает его.
Обязанности продавца: оплата транспорта, экспортные и транзитные процедуры.
Обязанности покупателя: разгрузка, импортное оформление, уплата пошлин.
Риски переходят: в момент готовности к разгрузке в пункте назначения.
Пример: Продавец доставляет груз на склад в Москве. Покупатель оплачивает разгрузку и таможенные пошлины. Риски: переходят в момент прибытия груза в Москву.
6. DPU (Delivered at Place Unloaded — «Поставка в месте назначения разгруженная»)
Суть: замена термина DAT (Delivered at Terminal). Продавец доставляет и разгружает груз в согласованном месте.
Обязанности продавца: доставка, разгрузка, экспортные процедуры.
Обязанности покупателя: импортное оформление, оплата пошлин.
Риски переходят: после разгрузки.
Пример: продавец доставляет груз, разгружает на складе в Москве и оформляет экспорт. Покупатель только принимает груз и платит НДС. Риски: переходят после разгрузки.
7. DDP (Delivered Duty Paid — «Поставка с оплатой пошлин»)
Суть: продавец берет на себя максимум обязанностей, включая доставку, разгрузку и уплату всех пошлин.
Обязанности продавца: вся логистика, экспортные и импортные процедуры, страхование.
Обязанности покупателя: принять груз.
Риски переходят: после разгрузки в пункте назначения.
Когда использовать: если покупатель не имеет опыта в международной торговле.
Пример: продавец оплачивает всю цепочку: доставку из Шанхая в Москву, растаможку, НДС и страхование. Покупатель: получает груз «под ключ».
8. FAS (Free Alongside Ship — «Свободно вдоль борта судна»)
Суть: продавец доставляет груз к борту судна в порту отправления.
Обязанности продавца: экспортное оформление, доставка до порта.
Обязанности покупателя: погрузка на судно, основная перевозка, страхование.
Риски переходят: после размещения груза у борта судна.
Пример: продавец доставляет груз к судну в порту Шанхая. Покупатель организует и оплачивает погрузку, фрахт до Новороссийска и доставку в Москву.
9. FOB (Free on Board — «Свободно на борту»)
Суть: продавец оплачивает доставку и погрузку на борт судна.
Обязанности продавца: экспортные процедуры, погрузка на судно.
Обязанности покупателя: основная перевозка, страхование, импорт.
Риски переходят: после погрузки на судно.
Пример: продавец грузит технику на судно в Шанхае. Покупатель организует и оплачивает морскую перевозку до Новороссийска и автодоставку в Москву.
10. CFR (Cost and Freight — «Стоимость и фрахт»)
Суть: продавец оплачивает доставку до порта назначения, но риски переходят при погрузке на судно.
Обязанности продавца: фрахт судна, экспортное оформление.
Обязанности покупателя: страхование, импортные процедуры.
Риски переходят: после погрузки на судно в порту отправления.
Пример: продавец оплачивает фрахт до Новороссийска. Покупатель страхует груз и доставляет его из порта в Москву. Риски: переходят в Шанхае, даже если груз поврежден в море.
11. CIF (Cost, Insurance and Freight — «Стоимость, страхование и фрахт»)
Суть: аналогичен CFR, но продавец дополнительно страхует груз.
Обязанности продавца: оплата фрахта, страхование, экспортные процедуры.
Обязанности покупателя: импортное оформление.
Риски переходят: после погрузки на судно.
Изменения 2020: страховое покрытие должно соответствовать Institute Cargo Clauses (A).
Пример: продавец оплачивает морскую перевозку до Новороссийска и страховку. Покупатель растаможивает груз и организует автоперевозку в Москву.
Как выбрать правильный Инкотермс?
Оцените свой контроль над логистикой. Если вы новичок — избегайте EXW и FAS. Или найдите проверенного партнёра с подтвержденным опытом в экспедировании грузов по вашему направлению.
Учитывайте тип груза: для опасных материалов выбирайте CIP или CIF или воспользуйтесь услугами подрядчика, специализирующегося на опасных грузах.
Сравните расходы. DDP удобен для покупателя, но увеличивает цену товара. Проверьте законодательство. некоторые страны ограничивают использование DDP.
Частые ошибки при использовании Инкотермс:
- Неправильное указание места. Всегда уточняйте: «FCA Москва, склад №5», а не просто «FCA Москва».
- Игнорирование страхования. Даже при CIF страховка может не покрывать все риски.
- Путаница между FCA и FOB. Помните: FOB — только для морских перевозок!
Несмотря на то, что Инкотермс не являются обязательными, их включение в контракты критически важно. Убедитесь, что ваша команда знает обновления 2020 года, и своевременно корректируйте документацию. Это поможет избежать неожиданных расходов и задержек, а также укрепит позиции на глобальном рынке.
Готовьтесь к будущему: уже сейчас стоит ожидать, что следующие версии правил (после 2029 года) интегрируют цифровые решения, такие как блокчейн и электронные коносаменты. Оставайтесь в тренде — это ключ к конкурентному преимуществу.
Вопросы по организации конкретной перевозки и условиям поставки можно задать нашим специалистам. Позвоните или оставьте заявку, наши эксперты подробно проконсультируют по вашей задаче.