Все новости
Весна 2025: рынок грузоперевозок фиксирует спад. Что это значит для логистики
30.05.2025
После нескольких лет адаптации под новые экономические и внешнеполитические условия, логистический рынок России демонстрирует признаки системного охлаждения. Снижение объёмов перевозок по всем основным видам транспорта — от морских портов до автомобильных маршрутов — свидетельствует о более глубоком замедлении экономической активности в стране.
Лидером по перевалке контейнеров стал Большой порт Санкт-Петербург. Его оборот вырос на 12% до 619 тыс. TEU, в то время как порты Приморья сократили перевалку контейнеров на 8% — преимущественно из-за высокой загрузки Восточного полигона.
РЖД уже реализует ряд антикризисных мер:
Контейнерный рынок, ещё недавно служивший драйвером, также демонстрирует спад. В апреле 2025 года перевозки составили 616 тыс. TEU (–3% к апрелю 2024 года). Снижение объёмов в первую очередь связано с резким падением импорта из Китая, особенно в сегменте автомобилей.
Причины:
Дополнительные сложности:
Логистика вступила в период сдержанного кризиса. Спад перевозок отражает общее охлаждение экономики и сложности в импорте, строительстве и розничной торговле. Вместе с тем государственные меры поддержки и корректировки транспортной политики дают основание ожидать стабилизации во втором полугодии.
Для участников рынка это время требует:
Транспорт как зеркало экономики
Грузоперевозки — чувствительный индикатор деловой активности. Весной 2025 года рынок зафиксировал:- снижение объёмов перевалки в морских портах на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года;
- сокращение железнодорожной погрузки на 8,6% за январь–апрель;
- падение автоперевозок на 3,2% в марте;
- замедление темпов роста контейнерных перевозок, вплоть до отрицательной динамики в апреле (–3%).
Морская логистика: лидирует Северо-Запад
Общий грузооборот морских портов за первые четыре месяца 2025 года составил 280,7 млн тонн (–5,4% к 2024 году). Снижается экспорт (–5,4%), особенно наливных и навалочных грузов, несмотря на рост транзита (+3,9%) и импорта (+2,4%).Лидером по перевалке контейнеров стал Большой порт Санкт-Петербург. Его оборот вырос на 12% до 619 тыс. TEU, в то время как порты Приморья сократили перевалку контейнеров на 8% — преимущественно из-за высокой загрузки Восточного полигона.
Железная дорога: замедление и структурные меры
Железнодорожные перевозки испытывают наиболее острое сокращение: падение погрузки по ключевым товарным группам достигает 20–30%. Наиболее пострадали строительные грузы, промсырьё, металлы, зерно и уголь.РЖД уже реализует ряд антикризисных мер:
- увеличение средней скорости отправок до 40,5 км/ч — лучший результат за 3 года;
- переориентация приоритетов — от угольных грузов к промышленным и сельскохозяйственным;
- ограничение движения порожних вагонов с осени 2024 года — мера, вызвавшая протесты, но обеспечившая частичную стабилизацию к началу 2025-го.
Контейнерные перевозки: спад импорта
Контейнерный рынок, ещё недавно служивший драйвером, также демонстрирует спад. В апреле 2025 года перевозки составили 616 тыс. TEU (–3% к апрелю 2024 года). Снижение объёмов в первую очередь связано с резким падением импорта из Китая, особенно в сегменте автомобилей.
Причины:
- переполненные склады;
- падение продаж (–25,4% по рынку);
- эффект опережающих закупок осенью 2024 года;
- удорожание кредитов и лизинга на фоне ключевой ставки.
Автотранспорт: профицит техники и падение спроса
В 2023–2024 годах перевозчики активно обновляли автопарки, ожидая роста тарифов и спроса. К началу 2025 года рынок столкнулся с переизбытком тягачей, снижением цен на перевозки (–10–20%) и падением объёмов до 30% на ряде маршрутов.Дополнительные сложности:
- рост себестоимости;
- проблемы с лизинговыми платежами;
- низкая загрузка при сохранении затрат на инфраструктуру.
Вывод
Логистика вступила в период сдержанного кризиса. Спад перевозок отражает общее охлаждение экономики и сложности в импорте, строительстве и розничной торговле. Вместе с тем государственные меры поддержки и корректировки транспортной политики дают основание ожидать стабилизации во втором полугодии.
Для участников рынка это время требует:
- адаптации маршрутной стратегии;
- пересмотра контрактных условий с поставщиками и клиентами;
- перехода к более точному управлению логистическими потоками.